Среди пустынных залов послышались женские шаги. В отсутствие посетителей мне было скучно, поэтому я направился туда в надежде повстречаться с очередной интересной гостьей, но когда увидел ее, сильно растерялся. Передо мной стояла та самая девушка с жемчужной сережкой со знаменитого произведения Яна Вермеера, только вот сережек на ней почему-то не было.
Мою растерянность достаточно просто объяснить. Дело в том, что сама картина, написанная, к слову, в 1665 году, не только считается самым известным произведением автора и даже получила титул самой красивой картины Голландии в 2006 году в результате народного голосования, но и имеет несколько тайн (совсем как знаменитая Джоконда). Пожалуй, самая важная из них – это личность самой героини.

Историки и ценители искусства не раз обращались к биографии автора и изучали его произведение, но ответа так и не нашли. Более того, после тщательного рассмотрения мельчайших деталей многие из них пришли к выводу, что самой девушки вполне могло и не существовать.
Скорее всего, портрет являлся собирательным образом, служившим единым воплощением женской красоты. По крайней мере, с точки зрения самого Вермеера. Однако самые последние исследования полотна дали исследователям новую пищу для размышлений.
РЕКЛАМА
В 2018 году в музее Маурицхейса в Гааге для картины был сооружен специальный прозрачный бокс, в котором исследователи смогли работать прямо на глазах посетителей. Работа продолжалась крайне долго и включала множество различных методов исследования: от проб краски до сверхсовременной макросъемки и рентгенографиии. Результаты исследований были опубликованы лишь в этом году.

Оказалось, что художник использовал в своей работе краски из других стран – Включая Англию, далекую Южную Америку и государства, располагавшиеся на территории современного Афганистана. Именно из последних земель был доставлен синий пигмент, производившийся из лазурита. Творец же при этом не путешествовал – все это он купил на рынках и в лавках родного голландского города Делфт.
Сам же портрет был написан в такой последовательности: сперва черные контуры силуэта, затем светлые детали – лицо и платье, и, наконец, синий платок и та самая жемчужная сережка. Но это, как вы можете догадаться, еще не самое интересное.
Применение рентгена и цифровых микроскопов показало, что краски со временем очень сильно поблекли, чем поставили исследователей и знатоков искусства в неловкую ситуацию: сами основы, исходя из которых они делали выводы, оказались ошибочными.

Знаменитый черный фон, который, по мнению многих ценителей живописи, был выбран мастером специально для того, чтобы подчеркнуть красоту идеального собирательного женского образа и не отвлекать от нее деталями, был таким далеко не всегда. Оказалось, что раньше вместо него была изображена темно-зеленая волнистая ткань с драпировкой.

Более того, рентген показал, что ранее у девушки были четко прорисованы ресницы, отсутствие которых и стало основным доводом в теории о собирательном, выдуманном образе. Однако их наличие, скорее всего, свидетельствует о том, что портрет писался с натуры.
Единственным по-настоящему выдуманным элементом на картине оказалась именно сережка с жемчужиной. В отличие от детальной проработки всего полотна, она выполнена всего несколькими мазками и даже лишена цепочки и швензы-крючка. Видимо, автор посчитал, что без нее портрет выглядит незавершенным, и просто добавил небольшой элемент, отсутствовавший в образе позировавшей ему дамы, в качестве финального штриха.
Несмотря на огромное количество новой информации, полученной в результате современного анализа, самая главная загадка «Девушки с жемчужной сережкой» так и осталась неразгаданной – ее имя и личность по-прежнему тайна.